В ближайшее время мне придется заново осваивать Autodesk 3ds Max. И немного поразмышляв я решил прервать ненадолго серию видеоуроков T-Splines для Rhino и перевести статью которая в свое время очень мне помогла. Я полагаю ни у кого не вызывает сомнения, что использование горячих клавиш ускоряет работу в любом приложении. Трудность с 3ds max состояла в том, что в горячих клавиш там полная клавиатура, и не очень ясно какие мне будут нужны в первую очередь, а какие можно запомнить и попозже. Опять же приученный к CAD программам, я и близко не представлял с какой стороны подходить к полигональному моделированию. Собственно тогда мне и попалась статья 3D Studio MAX Hotkeys and Mouse Essentials. Актуальности своей она, по-моему, не утратила и сейчас в 2010-ом году, не смотря на то что за прошедшее время уже вышили уже версии 3ds Max 2009, 3ds Max 2010, и не далек официальный выпуск 3ds Max 2011. Перевод этот статьи я и хочу вам представить. Читайте…

Горячие клавиши и работа с мышью в 3ds Max

Начиная работать с 3ds Max вы, скорее всего, начнете изучать различные инструменты и компоненты, т.н. основы. Но то, что должно быть включено в эти основы, а именно использование горячих клавиш, часто остается за бортом. Как вы уже знаете, или непременно узнаете в ближайшее время, искусство трехмерного моделирования – процесс, отнимающий много времени. Использование горячих клавиш и эффективная работа с мышью поможет вам сохранить кучу времени. Сначала вам, возможно, потребуется потратить некоторое время на поиск горячих клавиш. Но постоянно используя, вы вскоре запомните основные из них, и это увеличит скорость достижения результатов, по меньшей мере, вдвое. Например, при моделировании (перемещение, масштабирование, вращение и т.д.), когда одна рука работает с мышью, другая находится на клавиатуре с тем, чтобы нажать одну из клавиш.

Давайте начнем с нескольких основных клавиш, которые вы просто не сможете игнорировать:

F1 – Контекстно-зависимая справка

В зависимости от функции, с которой вы сейчас работаете, нажатие F1 откроет главную страницу справки для этой функции.

F2 – Переключение затенения выбранных граней

Когда вы находитесь на уровне подобъектов полигонов и выбираете один или несколько полигонов, по умолчанию они будут полностью затенены (красным), как показано на рисунке ниже.

При нажатии на клавишу F2 вы можете переключаться между полным закрашиванием граней/полигонов и подсветкой только ребер, как это показано ниже. Это может быть очень полезно, когда у вас есть сложные модели.

F3 – Переключение между Каркасным (Wireframe) и Гладким + Подсветка (Smooth + Highlights) режимом отображения

По умолчанию в окнах проекций 3ds MAX включен каркасный режим отображения. Вместо щелчка кнопкой мыши на названии режима отображения в заголовке окна проекций и выбора режима Гладкий + Подсветка (Smooth + Highlights) для показа затененных объектов, вы можете просто нажать клавишу F3. Это переключит режим отображения в активном окне проекций на Гладкий + Подсветка (Smooth + Highlights) как показано ниже, или вернет к Каркасному (Wireframe) режиму.

F4 – Отображать ребра граней

Как вы можете видеть на картинке выше, когда вы переключаетесь на Гладкий + Подсветка (Smooth + Highlights), 3ds MAX не показывает ребра ограничивающие грани. При нажатии на клавишу F4, вы можете отобразить ребра (края) граней объектов, независимо от того, выбраны они или нет:

Следующие две горячие клавиши я, как правило, нажимаю сразу, как только начинаю с пустой сцены по умолчанию:

G – Скрыть / Показать сетку

Если вам не нужна сетка (например, для привязки к ней), то от неё легко можно избавиться. Клавиша G позволяет скрыть или показать сетку.

J – Переключить отображение угловыми скобками

Причина для использования этой горячей клавиши похожа на предыдущую. По умолчанию, 3ds MAX показывает угловые скобки вокруг каждого выбранного объекта (если окно проекций находится в каркасном режиме (Wireframe)). Это может очень раздражать, но может быть и легко отключено с помощью клавиши J.

Следующие четыре клавиши являются одними из первых, с которых я предлагаю вам начать работу:

Q – Выбор

Включает инструмент Выбор.

W – Выбрать и Переместить

Включает инструмент Выбрать и Переместить.

E – Выбрать и Повернуть

Включает инструмент Выбрать и Повернуть.

R – Выбрать и Масштабировать

Включает инструмент Выбрать и Масштабировать.

H – Выбрать по Имени

Открывает окно Выбора по имени объекта. Этот диалог, по умолчанию, показывает список всех видимых объектов в сцене. Если вам, например, необходимо присоединить (attach) или связать (link) объекты, при том, что в сцене их большое количество, выбор по названию может сделать жизнь намного проще.

CTRL-A – Выбрать все

CTRL-D – Снять отметку со всего

Пробел – Переключения Блокировки выделения

Эта клавиша иногда может быть полезна, но чаще всего она раздражает. Если при попытке выбрать определенный объект, другой объект остается выделенным, нажмите пробел. Скорее всего, вы уже случайно нажали его, и это заблокировало ваш выбор.

От 1 до 5 – Уровень X подобъектов

Это еще один хороший пример реальной экономии времени. Вместо того чтобы использовать мышь для выбора уровня подобъектов Editable Poly, например, вы можете нажать одну из следующих клавиш.

1 – Вершина (Vertex)

2 – Ребро (Edge)

3 – Граница (Border)

4 – Полигон (Polygon)

5 – Элемент (Element)

Это позволяет быстро переключаться между уровнями подобъектов, например, перемещать вершины, затем масштабировать полигоны, сделать фаску линии и т.д.

7 – Счетчик полигонов

Клавиша 7 позволяет отображать счетчик полигонов в левом верхнем углу левого верхнего окна проекций.

8 – Открыть диалог Окружающей среды и эффектов (Environment and Effects)

Горячие клавиши окон проекций

F – Переключиться на вид спереди (Front)

T – Переключиться на вид сверху (Top)

L – Переключиться на вид слева (Left)

R – Переключиться на вид справа (Right)

P – Переключиться на перспективный вид (Perspective)

B – Переключиться на вид снизу (Bottom)

C – Переключиться на вид камеры (Camera)

CTRL-C – Создать камеру из вида

Создает новые камеры. Работает только в перспективном виде.

V – Открыть меню видов

Позволяет выбрать вид из списка (с помощью другой клавиши, опять же). Например, нажмите клавишу V, а затем K для перехода к виду сзади.

Z – Выделенные объекты целиком во всех окнах

Ctrl-X – Переключение Экспертного режима

Удаляет командную панель, панели инструментов и т.д., и оставляет вам только окна проекций. Даже не думайте об использовании этого режима, если вы не помните наизусть основных горячих клавиш. ;)

Alt-Q – Изолировать объект

Изолирует выбранный объект и скрывает все остальные. Это особенность полезна, когда вы работаете со сценой или объектом, состоящим из множества отдельных объектов. К сожалению, это не работает для выбора подобъектов, таких как группы полигонов. Если вы привыкли скрывать и отображать объекты, эта опция, безусловно, сэкономит вам много времени.

O – Переключение Адаптивной деградации (Adaptive Degradation)

Показывает объекты, в виде бокса при движении, вращении, масштабировании для увеличения производительности. Я почти никогда не нажать, а после гадать, что же такое происходит с вашими объектами.

X – Переключение манипулятора (Transform Gizmo)

Другой хороший пример горячей клавиши, нажав которую вы не сможете больше перемещать, масштабировать, вращать и т.д. Нажатие X будет менять манипулятор с такого

на такой

D – Отключает окно проекций

Хотя эта кнопка и бывает полезной, но чаще она может быть нажата случайно. Нажмите клавишу D, чтобы снова включить/отключить окно проекции.

Shift-Z / Shift-Y – Undo / Redo операций в окнах проекций

Отмена таких операций, как переход на другую точку зрения, вращение, масштабирование или перемещение в окнах проекций.

+ и – Увеличение/уменьшение размера манипулятора (Gizmo)

Три нижеприведенных горячих клавиши связанных с рендером я использую наиболее часто:

F9 – Рендерит то окно проекций, которое было отрендерино в последний раз. В первый раз рендерится выбранное окно проекций.

Shift-Q – Быстрый рендер выбранного окна проекций.

F10 – Открывает окно Render Scene, которое позволит вам установить опции рендеринга.

M – открывает редактор материалов

CTRL-V – клон объекта

Хотя перемещения, вращения или масштабирования объекта с нажатой клавишей Shift также позволяет создавать клон, с помощью CTRL-V можно создать клон точно на том же месте и того же размера, как и оригинал.

Alt-X – Отобразить как полупрозрачный

При нажатии Alt-X можно отобразить объект частично прозрачным. Это полезно, когда вам надо видеть сквозь объект образец, эскиз, план или другие модели и геометрию.

Следующие три полезны для работы с Editable Poly:

Alt-L – Выбрать петлю ребер

Это аналогично нажатию кнопки Loop в разделе Editable Poly когда вы находитесь в уровне подобъектов Ребра (Edge).

Alt-C – Cut

Включает инструмент Cut, которым вы можете рисовать ребра на полигонах.

Shift-E / Alt-E – Extrude poly

Включает инструмент Extrude.

Горячие клавиши, упомянутые в этом руководстве это лишь малая часть доступных в 3ds MAX горячих клавиш. Дополнительные или другие горячие клавиши могут быть доступны в зависимости от того, какие функции вы используете. Если вы поищите в справке 3ds MAX сочетание “Keyboard Shortcuts”, вы найдете их полный обзор.

В дополнение к горячим клавишам по умолчанию, можно использовать следующую процедуру для создания пользовательского сочетания клавиш:

  1. Выберите меню Customize > Customize User Interface > панель Keyboard.
  2. Используйте списки Group and Category, чтобы найти действие, для которого вы хотите создать ярлык.
  3. Нажмите действие в списке Action для его выделения.
  4. В поле Hotkey, введите сочетание клавиш, которое вы хотите назначить действию.
  5. Нажмите кнопку Assign.

Эффективное использование мыши

Столь же важным, как и использование горячих клавиш, является правильное использование мыши. Это также позволяет значительно экономить время. Использование основной кнопки мыши (большинства из нас это левая кнопка) является обязательным при использовании 3ds MAX. Но другие (центральная и правая), не менее полезны.

Давайте начнем с правой кнопкой мыши. В большинстве случаев нажатие этой кнопки открывает меню. Например, если щелкнуть правой кнопкой мыши на названии окна проекции (например, Front, Left или Perspective), всплывает меню, позволяющее выполнять некоторые задачи, связанные с просмотром. Для большинства из этих вариантов, вам следует использовать горячие клавиши, которые упоминались выше. Однако для других параметров, таких как свойства окна проекций, меню остается полезным. Хотя более полезным, всё же, является главное контекстное меню, которое открывается при нажатии правой кнопкой мыши в окне проекции:

Некоторые пункты этого меню я использую чаще других:

- Показать (Unhide)/Скрыть (Hide) выбранные/невыбранные, по имени, все

- Преобразование в Face/Vertex/ Edge

Это превращает, например, выбор вершины в выбор ребер. Он не изменяет геометрию модели, а лишь меняет уровень подобъектов и запоминает выбор.

- Сохранение и Manage Scene States (очень полезно!)

Другой основной задачей правой кнопкой мыши является доступ к контекстному меню выбранного объекта, например, для управления его свойствами.

Некоторые менее распространенные способы использования правой кнопки мыши:

- Щелкните правой кнопкой мыши на иконках Undo или Redo, чтобы посмотреть и выбрать список отмены или повтора действий.

- Щелкните правой кнопкой мыши на счетчике чтобы сбросить его на ноль.

- Щелкните правой кнопкой мыши на слоте цвета или текстуры для того чтобы вырезать, очистить, копировать или вставить его.

Средней кнопки мыши, я пользуюсь чаще, чем правой, особенно в процессе моделирования, это также экономит мне огромное количество времени. Ниже приведены наиболее распространенные задачи, которые я выполняю с помощью средней кнопки мыши:

- Передвигайте мышь с нажатой средней кнопкой для перемещения в окне проекций. Это экономит время, поскольку вам не нужно переключаться с текущего инструмента на инструмент Панорамирования (маленькую руку) в правой нижней части интерфейса и обратно.

- Проделайте те же действия с нажатой клавишей Alt для поворота окна проекции, это сэкономит время, поскольку не придется переключаться на инструмент Arc Rotate в правой нижней части интерфейса.

- Используйте колесо мыши для увеличения и уменьшения изображения в окне проекции. Если при этом нажать Alt, то изменение масштаба отображения можно производить плавнее.

Если вы просто читаете эту статью, то я предлагаю вам перечитать её снова одновременно пробуя использовать различные сочетания клавиш и операции мыши. Это изменит ваш способ работы с 3ds MAX, и вы будете способны достигать больших результатов за то же самое время. Ниже приводится ссылка на PDF версию для печати этого учебника. Удачи!

Mike Nuts

Метки: , , ,